Знакомство
Мы уже с вами
знакомы, но я предлагаю попробовать узнать друг друга по лучше.
1.
Упражнение .
Продолжи фразу. – 10 мин.
Цель. Узнать друг друга.
Саморефлексия.
Инструкция. Сейчас по кругу, я
буду передавать фразу. Ваша задача не задумываясь продолжить ее. Пример
Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня…. (мне улыбаются).
Следующая фраза в другом направлении.
Фразы:
- Особенно мне нравиться, когда люди,
окружающие меня.
-Особенно меня раздражает, что
я…
- Мне бывает стыдно, когда я….
- Верю что я…
- Чего мне иногда по-настоящему
хочется, так это….
- Иногда люди не понимают меня,
потому что я….
Этап
создания мотивации
Цель:
Показать участникам, что навыкам общения надо учиться.
1.
Разминка.
Я хочу вам рассказать одну
притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и
предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были
сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать
проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся
прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет,
держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко
сломать как эти прутья».
И сейчас мы посмотрим, насколько
вам удастся действовать вместе. Начинаем.
Упражнение «Строй».
Вы можете легко и быстро
построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого
светлого, до самого темного... А теперь – по алфавиту, но сделать это молча.
(Варианты – по цвету глаз, по дате рождения и др.) В конце упражнение задание
поделиться на тройки по тем признакам, которые присутствуют в группе.
Цель: Разминка, групповое
взаимодействие, сплочение группы.
Этап обучения:
Навык: определение и отделение вербальной
и невербальной информации
Теория:
Цель: Получение и закрепление информации о
вербальном и невербальном общении.
Итак, общение – это установление и развитие контактов между людьми.
Наше общение состоит из слов, т.е
вербальная часть и движений тела, невербальная часть. Ученые подсчитали, что вербальная, словесная информация в общении
составляет 1/6, а язык поз, интонаций, дыхания и ритма - несловесная
информация - 5/6.
При этом 55% - это Язык
Тела (позы, движения, мимика),
около 38%
- Голос (тон, интонации, ритм, тембр) и около 7% собственно
слова.
Естественно, в
разных контекстах эти соотношения могут немного отличаться, но общая тенденция
останется. Например, во время телефонного разговора, Язык Тела будет
практически отсутствовать, а большая часть информации будет передаваться при
помощи Голоса.
И это именно та часть общения, которую мы не осознаем, но
которая является главной в любом общении. Нас с детства много обучали тому, что
говорить, но очень мало тому - как.
Есть еще одно, очень забавное правило. Если сознание
говорит одно, а подсознание совершенно другое - обычно побеждает подсознание. А
сознание находит логичное объяснение уже совершенному поступку. Этим, как раз,
и пользуются профессиональные мошенники. Им могут доверить посторожить вещи
самые бдительные люди, а потом сильно удивляться тому, что пропал не только
новый чрезвычайно приятный знакомый, но и чемоданы.
При общении мы выражаем то что хотим сказать (да и то, что
не хотим тоже) в виде жестов, мимики, поз, движений, интонаций и только в
последнюю очередь собственно слов. Но в связи с тем, что мы не осознаем этой
большой невербальной части, мы обычно получаем только не совсем нам понятные
сообщения из нашего бессознательного. И часто бывает совершенно не понятно, что
вызвало напряжение у собеседника или почему он так чему-то обрадовался. (картинки или слайды с позами, мимикой.)
1.Сухое упражнение.
1.1.Упражнение: Передай чувство мимикой.
Цель: Отработка навыка невербального проявления эмоций.
Инструкция: На доске написана фраза. На бумажке написано
чувство, ваша задача продемонстрировать чувство, только с помощью мимики.
Задача зрителей определить , что за чувство.
1.2.Упражнение. Передай чувство только голосом.
Инструкция: На бумажке написано чувство, ваша задача
произнести фразу, вложив в нее это чувство. Лицо при этом закрыто, или ребенок
должен отвернуться. Задача остальных определить чувство.
1.3.Обсуждение в кругу: В каком упражнении было проще
понять человека.-5 мин
2. Полусухое упражнение.
2.1. Упражнение. Толстое стекло.
Цель: отработка навыка вербального общения.
Инструкция.
Представьте что между вами и вашим партнером толстое стекло. Ваша задача договориться
о побеге из тюрьмы при помощи мимики и жестов. Речь использовать нельзя.
Анализ результатов: Что получилось, что нет. Какие виды общенияиспользовались, какие еще есть варианты.
Упражнение "Интервью"
Анализ результатов: Что получилось, что нет. Какие виды общенияиспользовались, какие еще есть варианты.
Упражнение "Интервью"
Цель упражнения:
- развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки, -
сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга.
Участники разбиваются на пары и в течение 5 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше, и меняются ролями. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга, рассказывая от имени своего собеседника.
Участники разбиваются на пары и в течение 5 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше, и меняются ролями. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга, рассказывая от имени своего собеседника.
Теория
Важнейшая невербальная
составляющая процесса общения – умение слушать. Когда человек внимательно
слушает другого человека, в нем буквально все – глаза, поза, выражение лица
обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника,
помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним.
Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату.
Этап окончания
Сегодня мы с вами поговорили про вербальное,
невербальное общение. Узнали, что в большинстве случаев мы воспринимаем
информацию, которую дает нам тело собеседника, научились распознавать
невербальные сигналы общения.
Что для вас было сегодня нового? Чему научились? Ваши чувства, эмоции.
Ну что ж на этом наше занятие
заканчивается. В следующий раз мы поговорим о территориях общения, и что значит
уметь слушать.
А в заключении попрошу вас встать в круг, и передавая
улыбку по кругу, поблагодарить друг друга за работу. Спасибо Маша, мне было
приятно с тобой сегодня быть в паре.
Аплодисменты