Экономика вокруг
нас. Деловая игра «Фирма»
Вводная часть занятия
Игра «Продолжи фразу»
-
Каким я буду...
-
Чего я добьюсь...
-
Кто
будет со мной рядом через десять лет...
Основная часть
занятия. Деловая игра «Фирма»
- Ребята, сегодня у вас необычное занятие. Все вы сегодня
работники авиастроительных компаний.
- Как вы думаете, что выпускают авиастроительные компании?
Конечно, самолеты.
Итак, каждая группа на рынке самолетов – это отдельное
предприятие по их производству. А для производства необходимы ресурсы.
Ресурсы для каждой фирмы будут:
- три листа бумаги,
- одни ножницы,
- коробка цветных карандашей,
- четыре ручки
- Фирм много, а значит, на рынке будет наблюдаться
конкуренция.
Ваша задача: произвести из имеющихся у вас ресурсов как
можно больше самолетов.
Требования к качеству самолетов:
- У каждого самолета должно быть три иллюминатора.
- Должна быть маркировка производителя.
- Должна быть украинская символика (например, флаг).
Время производства: 3 минуты.
Ребята занимаются производством самолетов в группах.
" Авиастроительные компании" за работой
Через
три минуты тренер подводит итог 1 тура игры, подсчитывая количество созданных
ребятами самолетиков. Данные заносит в таблицу на доске.
- Давайте посмотрим на доску. Результаты невысокие! На рынке
требуется больше самолетов!
- Почему такие низкие результаты? Обсудите этот вопрос на
планерке в вашей фирме. Решите, что необходимо сделать для более результативной
работы вашей организации? Ваше решение - это коммерческая тайна! Не выдавайте
ее конкурентам!
Тренер дает некоторое время для обсуждения проблемы. Пока
ребята обсуждают, он забирает со столов весь произведенный товар, отходы и
оставшиеся неиспользованными ресурсы-листы и выдает каждой группе новых три
листа.
- Итак, решение принято! А в нашей игре 2 тур! Задание
прежнее: произвести из имеющихся у вас ресурсов как можно больше самолетов за
три минуты.
Ребята занимаются производством самолетов в группах. Через
три минуты тренер подводит итог 2 тура
игры, подсчитывая количество созданных ребятами самолетиков. Данные заносит в
таблицу на доске.
- Проанализируйте результаты таблицы. Что вы можете сказать
о производстве самолетов? (Производство самолетов во 2 туре игры стало выше)
- Работа каждой фирмы стала более эффективной. Что такое
эффективность? (результативность)
- Почему результаты вашей деятельности стали лучше? (Во
втором туре игры каждый стал заниматься своим делом)
- То есть, вы в своей работе стали применять разделение
труда. После чего каждый стал все больше внимания уделять только своей
операции, а значит начал специализироваться.
- Итак, появились новые слова:
Разделение труда – это организация производства, при которой
каждый работник занимается каким-либо одним делом.
Специализация – это сосредоточение деятельности на
каком-нибудь занятии.
- Где еще в экономической жизни общества встречается
разделение труда и специализация? Приведите примеры. Молодцы!
- С какими проблемами вы столкнулись при работе над выпуском
самолетов?
(Не хватило листов, ножниц, времени)
- Значит, вы столкнулись с проблемой нехватки ресурсов, т.е.
с проблемой ограниченности ресурсов.
- Если человек ограничен в ресурсах, то ему всегда
приходится делать выбор. А значит, ему необходимо чем-то жертвовать.
При ограниченных ресурсах человек всегда оказывается перед
выбором. Предпочитая одно, ему приходиться жертвовать другим. Поэтому и
существуют способы преодоления ограниченности ресурсов – это разделение труда и
специализация.
Подведение итогов.
- Теперь давайте подведем итог занятию и выясним, чему вы
научились. Закончите мою фразу: “Сегодня на занятии я узнал, что ……”