Экономика вокруг
нас. Деловая игра «Фирма»
Вводная часть занятия
Игра «Продолжи фразу»
-
Каким я буду...
-
Чего я добьюсь...
-
Кто
будет со мной рядом через десять лет...
Основная часть
занятия. Деловая игра «Фирма»
- Ребята, сегодня у вас необычное занятие. Все вы сегодня
работники авиастроительных компаний.
- Как вы думаете, что выпускают авиастроительные компании?
Конечно, самолеты.
Итак, каждая группа на рынке самолетов – это отдельное
предприятие по их производству. А для производства необходимы ресурсы.
Ресурсы для каждой фирмы будут:
- три листа бумаги,
- одни ножницы,
- коробка цветных карандашей,
- четыре ручки
- Фирм много, а значит, на рынке будет наблюдаться
конкуренция.
Ваша задача: произвести из имеющихся у вас ресурсов как
можно больше самолетов.
Требования к качеству самолетов:
- У каждого самолета должно быть три иллюминатора.
- Должна быть маркировка производителя.
- Должна быть украинская символика (например, флаг).
Время производства: 3 минуты.
Ребята занимаются производством самолетов в группах.
" Авиастроительные компании" за работой
Через
три минуты тренер подводит итог 1 тура игры, подсчитывая количество созданных
ребятами самолетиков. Данные заносит в таблицу на доске.
- Давайте посмотрим на доску. Результаты невысокие! На рынке
требуется больше самолетов!
- Почему такие низкие результаты? Обсудите этот вопрос на
планерке в вашей фирме. Решите, что необходимо сделать для более результативной
работы вашей организации? Ваше решение - это коммерческая тайна! Не выдавайте
ее конкурентам!
Тренер дает некоторое время для обсуждения проблемы. Пока
ребята обсуждают, он забирает со столов весь произведенный товар, отходы и
оставшиеся неиспользованными ресурсы-листы и выдает каждой группе новых три
листа.
- Итак, решение принято! А в нашей игре 2 тур! Задание
прежнее: произвести из имеющихся у вас ресурсов как можно больше самолетов за
три минуты.
Ребята занимаются производством самолетов в группах. Через
три минуты тренер подводит итог 2 тура
игры, подсчитывая количество созданных ребятами самолетиков. Данные заносит в
таблицу на доске.
- Проанализируйте результаты таблицы. Что вы можете сказать
о производстве самолетов? (Производство самолетов во 2 туре игры стало выше)
- Работа каждой фирмы стала более эффективной. Что такое
эффективность? (результативность)
- Почему результаты вашей деятельности стали лучше? (Во
втором туре игры каждый стал заниматься своим делом)
- То есть, вы в своей работе стали применять разделение
труда. После чего каждый стал все больше внимания уделять только своей
операции, а значит начал специализироваться.
- Итак, появились новые слова:
Разделение труда – это организация производства, при которой
каждый работник занимается каким-либо одним делом.
Специализация – это сосредоточение деятельности на
каком-нибудь занятии.
- Где еще в экономической жизни общества встречается
разделение труда и специализация? Приведите примеры. Молодцы!
- С какими проблемами вы столкнулись при работе над выпуском
самолетов?
(Не хватило листов, ножниц, времени)
- Значит, вы столкнулись с проблемой нехватки ресурсов, т.е.
с проблемой ограниченности ресурсов.
- Если человек ограничен в ресурсах, то ему всегда
приходится делать выбор. А значит, ему необходимо чем-то жертвовать.
При ограниченных ресурсах человек всегда оказывается перед
выбором. Предпочитая одно, ему приходиться жертвовать другим. Поэтому и
существуют способы преодоления ограниченности ресурсов – это разделение труда и
специализация.
Подведение итогов.
- Теперь давайте подведем итог занятию и выясним, чему вы
научились. Закончите мою фразу: “Сегодня на занятии я узнал, что ……”
Способы общения
Знакомство
Мы уже с вами
знакомы, но я предлагаю попробовать узнать друг друга по лучше.
1.
Упражнение .
Продолжи фразу. – 10 мин.
Цель. Узнать друг друга.
Саморефлексия.
Инструкция. Сейчас по кругу, я
буду передавать фразу. Ваша задача не задумываясь продолжить ее. Пример
Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня…. (мне улыбаются).
Следующая фраза в другом направлении.
Фразы:
- Особенно мне нравиться, когда люди,
окружающие меня.
-Особенно меня раздражает, что
я…
- Мне бывает стыдно, когда я….
- Верю что я…
- Чего мне иногда по-настоящему
хочется, так это….
- Иногда люди не понимают меня,
потому что я….
Этап
создания мотивации
Цель:
Показать участникам, что навыкам общения надо учиться.
1.
Разминка.
Я хочу вам рассказать одну
притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и
предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были
сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать
проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся
прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет,
держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко
сломать как эти прутья».
И сейчас мы посмотрим, насколько
вам удастся действовать вместе. Начинаем.
Упражнение «Строй».
Вы можете легко и быстро
построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого
светлого, до самого темного... А теперь – по алфавиту, но сделать это молча.
(Варианты – по цвету глаз, по дате рождения и др.) В конце упражнение задание
поделиться на тройки по тем признакам, которые присутствуют в группе.
Цель: Разминка, групповое
взаимодействие, сплочение группы.
Этап обучения:
Навык: определение и отделение вербальной
и невербальной информации
Теория:
Цель: Получение и закрепление информации о
вербальном и невербальном общении.
Итак, общение – это установление и развитие контактов между людьми.
Наше общение состоит из слов, т.е
вербальная часть и движений тела, невербальная часть. Ученые подсчитали, что вербальная, словесная информация в общении
составляет 1/6, а язык поз, интонаций, дыхания и ритма - несловесная
информация - 5/6.
При этом 55% - это Язык
Тела (позы, движения, мимика),
около 38%
- Голос (тон, интонации, ритм, тембр) и около 7% собственно
слова.
Естественно, в
разных контекстах эти соотношения могут немного отличаться, но общая тенденция
останется. Например, во время телефонного разговора, Язык Тела будет
практически отсутствовать, а большая часть информации будет передаваться при
помощи Голоса.
И это именно та часть общения, которую мы не осознаем, но
которая является главной в любом общении. Нас с детства много обучали тому, что
говорить, но очень мало тому - как.
Есть еще одно, очень забавное правило. Если сознание
говорит одно, а подсознание совершенно другое - обычно побеждает подсознание. А
сознание находит логичное объяснение уже совершенному поступку. Этим, как раз,
и пользуются профессиональные мошенники. Им могут доверить посторожить вещи
самые бдительные люди, а потом сильно удивляться тому, что пропал не только
новый чрезвычайно приятный знакомый, но и чемоданы.
При общении мы выражаем то что хотим сказать (да и то, что
не хотим тоже) в виде жестов, мимики, поз, движений, интонаций и только в
последнюю очередь собственно слов. Но в связи с тем, что мы не осознаем этой
большой невербальной части, мы обычно получаем только не совсем нам понятные
сообщения из нашего бессознательного. И часто бывает совершенно не понятно, что
вызвало напряжение у собеседника или почему он так чему-то обрадовался. (картинки или слайды с позами, мимикой.)
1.Сухое упражнение.
1.1.Упражнение: Передай чувство мимикой.
Цель: Отработка навыка невербального проявления эмоций.
Инструкция: На доске написана фраза. На бумажке написано
чувство, ваша задача продемонстрировать чувство, только с помощью мимики.
Задача зрителей определить , что за чувство.
1.2.Упражнение. Передай чувство только голосом.
Инструкция: На бумажке написано чувство, ваша задача
произнести фразу, вложив в нее это чувство. Лицо при этом закрыто, или ребенок
должен отвернуться. Задача остальных определить чувство.
1.3.Обсуждение в кругу: В каком упражнении было проще
понять человека.-5 мин
2. Полусухое упражнение.
2.1. Упражнение. Толстое стекло.
Цель: отработка навыка вербального общения.
Инструкция.
Представьте что между вами и вашим партнером толстое стекло. Ваша задача договориться
о побеге из тюрьмы при помощи мимики и жестов. Речь использовать нельзя.
Анализ результатов: Что получилось, что нет. Какие виды общенияиспользовались, какие еще есть варианты.
Упражнение "Интервью"
Анализ результатов: Что получилось, что нет. Какие виды общенияиспользовались, какие еще есть варианты.
Упражнение "Интервью"
Цель упражнения:
- развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки, -
сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга.
Участники разбиваются на пары и в течение 5 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше, и меняются ролями. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга, рассказывая от имени своего собеседника.
Участники разбиваются на пары и в течение 5 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше, и меняются ролями. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга, рассказывая от имени своего собеседника.
Теория
Важнейшая невербальная
составляющая процесса общения – умение слушать. Когда человек внимательно
слушает другого человека, в нем буквально все – глаза, поза, выражение лица
обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника,
помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним.
Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату.
Этап окончания
Сегодня мы с вами поговорили про вербальное,
невербальное общение. Узнали, что в большинстве случаев мы воспринимаем
информацию, которую дает нам тело собеседника, научились распознавать
невербальные сигналы общения.
Что для вас было сегодня нового? Чему научились? Ваши чувства, эмоции.
Ну что ж на этом наше занятие
заканчивается. В следующий раз мы поговорим о территориях общения, и что значит
уметь слушать.
А в заключении попрошу вас встать в круг, и передавая
улыбку по кругу, поблагодарить друг друга за работу. Спасибо Маша, мне было
приятно с тобой сегодня быть в паре.
Аплодисменты
Я утверждаю себя.
Цели: 1.Дать представление о правильном,
положительном самоутверждении личности в различных сферах, сформировать
представление о «самоутверждении», «достоинстве», «чести», «авторитете»,
«лидерстве», побуждать к активному положительному самопроявлению и
самовыражению.
2. Воспитывать позитивное отношение к себе,
чувство собственного достоинства, ответственность.
3. Развивать мыслительные способности,
артистизм, речь, расширять кругозор.
Оборудование: карточки с описанием проблемных ситуаций, презентация.
Ход занятия.
1.
Самооценка.
Самооценка – это оценка своих качеств,
способностей, поступков. Люди с заниженной самооценкой не уверены в себе,
малообщительны, пугливы. Они- то часто и считают себя невезучими. А как же
ведут себя люди с завышенной самооценкой? (ответы учащихся)
Конечно,
сами слова «завышенное», «заниженное» содержат значение чего-то
чрезмерного, далёкого от нормы. Завышенная самооценка тоже не украшает
человека: такие люди самоуверенны, часто переоценивают свои силы, берутся за
непосильные дела и не доводят их до конца. Люди с завышенной самооценкой редко
получают признание. Какой же должна быть самооценка? (реальной)
- Вы правы. Человек
должен оценивать себя реально, то есть таким, каков он есть на самом деле. В
этом случае говорят, что у него адекватная самооценка. Адекватная – значит
соответствующая действительности.
Объявляются
результаты теста «определение самооценки».
2.
Пантомима «люди с разной самооценкой».
А как окружающие
определяют у кого правильная самооценка, а у кого заниженная или завышенная?
Кто уверен в себе, а кто нет? Дело в том, что внутреннее состояние человека
всегда отражается в движениях его лица, тела. Сейчас вы это сами увидите.
Три ученика выходят
к доске. Должны сыграть роль человека с определённой самооценкой.
Я режиссёр, читаю
вам, как должен выглядеть этот человек. Его изображают ребята.
- А
остальным вопрос: «Человек, с
какой самооценкой изображается»?
Неуверенный в себе человек
|
Уверенный в себе человек
|
Самоуверенный человек
|
- Не выдерживает прямого взгляда,
отводит глаза в сторону.
- Голова опущена.
- Спина сутулая.
- Руки помещены перед собой
- Ноги несколько напряжены,
переплетены между собой или плотно сжаты.
|
- Смотрит окружающим в глаза.
- Голову держит прямо и даже чуть приподнимает
подбородок.
- Спина у него прямая. Плечи развёрнуты.
- Руки могут быть убраны за спину.
- Ноги на ширине плеч и расслслаблены.
|
- Стоит вполоборота.
- Правое плечо слегка выставлено вперёд.
- Грудь колесом.
- Голова высоко поднята.
- Смотрит высокомерно, дерзко.
- Руки на поясе.
- Упор на левую ногу.
|
В наше время, к сожалению, многие ошибочно
считают нахальство и хамство уверенностью в себе.
Этот пример очень хорошо показал различия между
уверенным в себе и самоуверенным человеком.
3. Беседа «Как люди утверждаются»?
Человек – существо общественное. Проявить себя
как личность может только в общении с другими людьми.
Какие
способы для самоутверждения можно найти?
Ситуация от родителей на диктофоне.
Вы
перечислили в оснавном положительные способы самоутверждения. Статистика
говорит о том, что есть и отрицательные способы самоутверждения, их нередко
избирают подростки. Какие?
- Какие примеры нарушения правил дорожного
движения и других законов вы можете
привести?
- Вот так получается, одни утверждают себя в
ярких, красивых, хороших делах, а другие – в низких поступках, которые ведут к гибели. Почему же так получается?
4. Проблемная ситуация «Три способа
самоутверждения».
На самом
деле, ребята, человек утверждает себя не только своими достижениями, а каждым
своим поступком.
С точки зрения психологии различают три вида
самоутверждения : самоподавление, агрессивное доминирование, конструктивное
самоутверждение. Посмотрите сценку, в которой участвуют три ученика, и попробуйте
объяснить, кто как себя утверждает.
Автор. В этот день 8 «А» класс сорвал урок
химии, учительница вынуждена была пожаловаться директору школы. Тот объявил,
что в наказание за плохое поведение химия переносится на 7 урок. На перемене
перед 6 уроком состоялся такой разговор.
Саша. (громко, вызывающе) С 7 урока смываемся
все, усекли? Пусть химичка обломается.
Дима. (мямлит)Да мне, вообще-то нужно… А то пара
в четверти…
Саша. Ага. От коллектива отрываешься? Будешь
иметь дело со мной (показывает кулак)!
Сергей. (спокойно, уверенно, без вызова)Так
из-за тебя же всех и наказали. Не надо было беситься на уроке и…
Саша. (грубо обрывает) Я сам знаю, что мне надо.
А что не надо!
Сергей. (твёрдо) Я тоже знаю. Что мне надо сдать
химичке реферат, и я его сдам. А плясать под твою дудку я не собираюсь.
Саша. А я считаю, что она не имеет права вас
оставлять (толкает локтем в бок Диму)Скажи?
Дима. Да-а, нам кушать надо…
Сергей. А я так не считаю.
Саша. (с угрозой) Ну. Мы с тобой ещё разберёмся!
Кто же из
мальчиков утверждал себя продуктивно, то есть плодотворно? Кто старался
агрессивно доминировать, то есть господствовать, возвышаться? А кто подавлял
свои желания, готов был отказаться от своих интересов?
- Как вы думаете, какой вид самоутверждения
самый лучший и почему?
Многие
психологи считают, что каждый человек в различных ситуациях может выбрать
разные способы самоутверждения. Но какой-то один из способов будет для них
характерным. И лучший из них – это конструктивное самоутверждение.
5. Беседа по теме «Можешь ли ты утверждать себя
конструктивно»?
Умеете ли вы конструктивно утверждать себя в
общении с другими людьми, без агрессии и самоподавления?
В психологической литературе приводят примеры
ситуаций, в которых можно проявить конструктивное самоутверждение:
- умение отказывать в просьбе;
- умение попросить о помощи;
- выражение негативных чувств и мыслей (критика,
недовольство, гнев);
- выражение положительных чувств (радости,
сочувствия);
Знаете ли вы как вести себя в подобных
ситуациях?
6. Ролевая игра «театр самоутверждения».
Сейчас мы проведём ролевую игру «театр
самоутверждения». На каждой парте лежит листок с текстами ролей. Один из вас
должен сыграть роль актёра, а другой –
режиссёра. Режиссёр читает описание ситуации и задание для актёра. Режиссёр оценивает, хорошо ли сыграл свою
роль актёр, нашёл ли он верную интонацию. Актер должен сыграть роль человека,
уверенного в себе, который умеет конструктивно самоутверждаться. Голос спокойный, ровный. Подбирают интонацию,
пока режиссёр не скажет: «Верю!» После этого режиссёр и актёр меняются ролями. Чтобы
не мешать друг другу говорите, пожалуйста, тише. Внимание. Начинаем репетиции в
театре самоутверждения.
Ситуации самоутверждения.
1.
Режиссёр. Сосед попросил у вас
словарь, а вы в это время сами им пользуетесь. Категорически откажите.
Актёр.
Нет, сейчас он мне нужен самому.
2.
Режиссёр. Приятель занял у вас
денег, обещая скоро вернуть, но вместо этого снова просит взаймы. Вежливо
откажите.
Актёр. Извини, но у меня больше нет денег.
3.
Режиссёр. Вам нужно дописать
сочинение, но друг зовёт гулять. Ответьте вежливым отказом.
Актёр. Извини, но я сейчас не могу. Освобожусь
через час и тогда пойду гулять.
4.
Режиссёр. Вы перешли в другую школу.
В новом классе вы никого не знаете. Познакомьтесь с мальчиком (девочкой)
Актёр. Привет, меня зовут (имя), как тебя зовут?
5.
Режиссёр. На улице вам нужно срочно
узнать время. Спросите у прохожего, который только что посмотрел на часы.
Актёр. Простите, скажите. Пожалуйста, который
час? Спасибо.
6 . Режиссёр. Ваш знакомый участвовал в
телепередаче, и прославился на весь город. Выразите свою радость при встрече.
Актёр. Привет, ну ты даёшь! Я так рад(а) за
тебя!
7.
Режиссёр. В день рождения вам сделали приятный сюрприз. С радостью поблагодарите.
Актёр. Спасибо! Я так рад(а)! Очень удивлен(а )
и обрадован(а) – большое спасибо.
8.
Режиссёр. Ваше место в кинотеатре
занято. Попросите освободить место.
Актёр. Извините, но это место по билету моё.
Освободите. Пожалуйста.
9.
Режиссёр. У вашего друга
неприятности. Нужно выразить сочувствие.
Актёр. Я тебе очень сочувствую. Но не падай
духом – с кем не бывает! Если нужна моя помощь, обращайся.
Репетиция.
В нашем спектакле будет 3 действия, по рядам.
(выходят к доске. Читают свои реплики. Уходят под
аплодисменты)
Мы не устраиваем конкурс, не выбираем
победителей и лучших актёров. Победителями в этой игре стали все вы. Кому- то
пришлось подавить агрессивность, кому - то переступить через неуверенность и
страх, кто – то с трудом преодолел смущение. И каждый одержал победу над самим
собой.
7. Заключительное слово.
Сегодня мы говорили о самоутверждении и пришли к
выводу, что конструктивно самоутверждать себя может не каждый. Страх насмешек, боязнь
показаться глупым, неумным заставляют нас часто выбирать пассивную позицию,
идти на поводу у других и вместе с тем постоянно чувствовать внутреннее
недовольство, оттого, что не смогли отстоять себя. Надеюсь, что сегодняшний классный час, репетиции, выступления
в театре самоутверждения, помогут вам отстаивать свои интересы без скандалов,
агрессии и унижения. В заключение хочу привести фразу швейцарского мыслителя 18
века И. Лафатера (читаю эпиграф .В этой
фразе содержится правило конструктивного самоутверждения: разумно спрашивать,
внимательно слушать, спокойно отвечать и не говорить лишнего. Но это только для
тех, кто хочет быть умным. Желаю вам всем воспользоваться этим советом.
А ещё не забывать, что утверждать себя можно,
развивая свои таланты, способности. Поэтому советую вам посещать спортивные
секции, кружки, курсы. Там вы приобретёте новых друзей, расширите круг общения,
станете более уверенными в себе.
8. Рефлексия.
Что полезного для себя вы узнали и поняли
сегодня? Какие впечатления остались от общения. Самоутверждайтесь продуктивно!
Тренинг
личностного роста
Цель. Помочь участникам
тренинга лучше узнать себя, свои сильные стороны, способствовать развитию
чувства собственного достоинства, умений и навыков делать самоанализ,
преодолевать психологические барьеры, мешающие полноценному самовыражению.
Содержание занятия.
1.
Упражнение «Знакомство –
приветствие».
Цель: создание благоприятных
условий для работы в группе, способствует установлению контакта среди
участников группы.
Ход упражнения: психолог предлагает
следующую форму знакомства – назвать свое имя и продолжить предложение: «Обо
мне говорят, что я…».
Рефлексия: Какие мысли у вас возникали во время выполнения
упражнения?
2.
Упражнение «Принятие
правил работы».
Цель: ознакомить участников с
основными принципами обучения, вместе продумать и принять правила работы именно
этого конкретного коллектива.
3.
Упражнение «Вершина
надежд».
Цель: выяснить надежды
участников группы от занятия.
Ход упражнения: участникам группы
раздаются листочки бумаги, психолог просит написать о своих ожидания, прочитать
и приклеить на плакате с изображением
горы.
4.
Упражнение «Знаешь ли ты
себя?».
Многие из нас боятся
реальной жизни и поэтому предпочитают витать в облаках. Ответьте на
предлагаемые вопросы «да» или «нет», и вы узнаете, насколько вы прагматичны или
романтичны.
1.Получив газету,
просматриваете ли вы ее, прежде чем начнете читать?
2. Едите ли вы больше обычного, когда расстроитесь?
3. Думаете ли вы о своих делах во время еды?
4. Храните ли вы письма от близких людей?
5.Интересует ли вас психология?
6. Боитесь ли вы ездить на большой скорости?
7. Избегаете ли вы мысли о смерти?
8. Любите ли вы помечтать перед сном, лежа в постели?
9. Способны ли вы сильно устать и после 8-часового сна?
10. Делитесь ли вы с другими личными трудностями?
11. Читаете ли вы любовные романы?
12. Избегаете ли вы одиночества?
13. Бывает ли так, что из-за неприятностей вы заболеваете?
14. Случалось ли вам в задумчивости проехать нужную
остановку?
15. Возникало ли у вас желание жить в другом городе?
16. Считаете ли вы характер человека наследственной чертой?
17. Смотрите ли вы фильм до конца, если он о любви?
Обработка
результатов теста
Подсчитайте
количество ответов «да» и за каждый такой ответ запишите себе 5 очков. У вас
должна получиться определенная сумма.
Интерпретация
результатов
От 75 до 85 очков. Пожалуй, вы прячетесь
от действительности. Не мешало бы изредка взглянуть в глаза реальных событий.
Это поможет лучше сориентироваться в жизни и несколько оградить себя от
неприятностей.
От 55 до 70 очков. Ваши мечты не всегда
сообразуются с реальной жизнью. Вам это мешает, но не уделяйте этому слишком
много внимания и душевных сил. И не ищите совершенного разрешения всех
жизненных проблем. Ведь звезды сияют даже тогда, когда их не видно.
От 30 до 50 очков. Вы смогли установить
равновесие между иллюзиями и
реальностью. И хотя вам все же свойственна некоторая мечтательность, и даже
сентиментальность, вы вполне соизмеряете их с действительностями.
От 5 до 20 очков. Вы чрезмерно заземлены, прагматичны. Вам не
хватает романтичности, она пошла бы вам на пользу. Жизнь конечно, вещь
серьезная, но нередко чувство юмора помогает преодолеть препятствия.
5.
Упражнение «Изменение».
.
Цель: самосознание и
самореализация с помощью метафоричного способа.
Ход упражнения: участники сидят в кругу.
Психолог предлагает закончить предложения: «Если бы я была едой, то была бы …»,
«Если бы я была музыкой, то была бы …», «Если бы я была явлением природы, то
была бы …», «Если бы я была книгой, то была бы …», «Если бы я была растением,
то была бы …», «Если бы я была животным, то была бы …».
Рефлексия: что вы чувствовали,
когда ассоциировали себя с различными предметами?
6.
Упражнение «Ролевая
гимнастика».
Цель: осознание важности принятия своего «Я».
Ход упражнения: каждый участник получает лист бумаги с заданием
проговорить слово «Я», используя различную интонацию: громко, тихо, утвердительно, с
любовью, с грустью, со злостью, с удивлением, доброжелательно.
Рефлексия: что вы чувствовали,
выполняя это упражнение?
Часто встречаются люди,
которые не осознают,
в чем их собственная сила.
Н.Энкельманн
7.Упражнение «Мои позитивные и
негативные стороны».
Цель: развитие умений вести внутренний диалог,
способность делать самооценку, определять позитивные и негативные стороны
собственного «Я».
Материалы: бланки с таблицею для
каждого участника.
Мои самые
лучшие черты
|
Мои способности
и таланты
|
Мои достоинства
|
Рефлексия: какие впечатления вы получили при заполнении
таблицы? Что нового вы подчеркнули для себя? Изменили ли вы веру в себя?
Советы как повысить
самоуважение.
1. Помни о своих позитивных
чертах, вместо того, чтобы думать о плохом.
2. Во всем, что ты делаешь,
пытайся находить позитив. Поощряй себя за успехи.
3. Постоянно вспоминай про
свои успехи.
4. Прощай себя за ошибки.
5. Относись к себе хорошо.
Помни: тот, кто любит себя, выглядит лучше, имеет крепкое здоровье.
6. Признай себя таким,
какой ты есть – уникальным, оригинальным, человечным.
7. Живи сегодняшним днем, и ты получишь больше удовольствия от
жизни.
8.
Упражнение «Активатор 3-2-1».
Цель: дать возможность
участникам группы осмыслить и проанализировать знания и опыт в группе.
Ход упражнения: записать на листе бумаги
3 идеи, которые вы будете использовать, 2 - новые информации, 1 – действие,
которое будете выполнять немедленно.
Домашнее задание
Нарисовать
на листе бумаги свой образ сегодня – «Я – реальный» и в мечтах – «Я – идеальный». Проанализируйте
рисунки.