Навчальні материали

Экономика вокруг нас.  Деловая игра «Фирма»
Вводная часть занятия
Игра «Продолжи фразу»
-   Каким я буду...
-   Чего я добьюсь...
-   Кто будет со мной рядом через десять лет...
Основная часть занятия. Деловая игра «Фирма»

- Ребята, сегодня у вас необычное занятие. Все вы сегодня работники авиастроительных компаний.

- Как вы думаете, что выпускают авиастроительные компании? Конечно, самолеты.

Итак, каждая группа на рынке самолетов – это отдельное предприятие по их производству. А для производства необходимы ресурсы.

Ресурсы для каждой фирмы будут:
  • три листа бумаги,
  • одни ножницы,
  • коробка цветных карандашей,
  • четыре ручки

- Фирм много, а значит, на рынке будет наблюдаться конкуренция.

Ваша задача: произвести из имеющихся у вас ресурсов как можно больше самолетов.

Требования к качеству самолетов:
  • У каждого самолета должно быть три иллюминатора.
  • Должна быть маркировка производителя.
  • Должна быть украинская символика (например, флаг).

Время производства: 3 минуты.

Ребята занимаются производством самолетов в группах.

" Авиастроительные компании" за работой









 Через три минуты тренер подводит итог 1 тура игры, подсчитывая количество созданных ребятами самолетиков. Данные заносит в таблицу на доске.

- Давайте посмотрим на доску. Результаты невысокие! На рынке требуется больше самолетов!

- Почему такие низкие результаты? Обсудите этот вопрос на планерке в вашей фирме. Решите, что необходимо сделать для более результативной работы вашей организации? Ваше решение - это коммерческая тайна! Не выдавайте ее конкурентам!
Тренер дает некоторое время для обсуждения проблемы. Пока ребята обсуждают, он забирает со столов весь произведенный товар, отходы и оставшиеся неиспользованными ресурсы-листы и выдает каждой группе новых три листа.

- Итак, решение принято! А в нашей игре 2 тур! Задание прежнее: произвести из имеющихся у вас ресурсов как можно больше самолетов за три минуты.

Ребята занимаются производством самолетов в группах. Через три минуты тренер  подводит итог 2 тура игры, подсчитывая количество созданных ребятами самолетиков. Данные заносит в таблицу на доске.

- Проанализируйте результаты таблицы. Что вы можете сказать о производстве самолетов? (Производство самолетов во 2 туре игры стало выше)
Испытание самолётов

- Работа каждой фирмы стала более эффективной. Что такое эффективность? (результативность)

- Почему результаты вашей деятельности стали лучше? (Во втором туре игры каждый стал заниматься своим делом)

- То есть, вы в своей работе стали применять разделение труда. После чего каждый стал все больше внимания уделять только своей операции, а значит начал специализироваться.

- Итак, появились новые слова:

Разделение труда – это организация производства, при которой каждый работник занимается каким-либо одним делом.

Специализация – это сосредоточение деятельности на каком-нибудь занятии.

- Где еще в экономической жизни общества встречается разделение труда и специализация? Приведите примеры. Молодцы!

- С какими проблемами вы столкнулись при работе над выпуском самолетов?

(Не хватило листов, ножниц, времени)

- Значит, вы столкнулись с проблемой нехватки ресурсов, т.е. с проблемой ограниченности ресурсов.

- Если человек ограничен в ресурсах, то ему всегда приходится делать выбор. А значит, ему необходимо чем-то жертвовать.

При ограниченных ресурсах человек всегда оказывается перед выбором. Предпочитая одно, ему приходиться жертвовать другим. Поэтому и существуют способы преодоления ограниченности ресурсов – это разделение труда и специализация.

Подведение итогов.

- Теперь давайте подведем итог занятию и выясним, чему вы научились. Закончите мою фразу: “Сегодня на занятии я узнал, что ……”


Способы общения

Знакомство
Мы уже с вами знакомы, но я предлагаю попробовать узнать друг друга по лучше.
1.      Упражнение . Продолжи фразу. – 10 мин.
Цель. Узнать друг друга. Саморефлексия.
Инструкция. Сейчас по кругу, я буду передавать фразу. Ваша задача не задумываясь продолжить ее. Пример Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня…. (мне улыбаются). Следующая фраза в другом направлении.
Фразы:
 - Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня.
-Особенно меня раздражает, что я…
 - Мне бывает стыдно, когда я….
- Верю что я…
- Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это….
- Иногда люди не понимают меня, потому что я….

Этап создания мотивации
Цель: Показать участникам, что навыкам общения надо учиться.
1.      Разминка.
Я хочу вам рассказать одну притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья».
И сейчас мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.
Упражнение «Строй». 
Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного... А теперь – по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты – по цвету глаз, по дате рождения и др.) В конце упражнение задание поделиться на тройки по тем признакам, которые присутствуют в группе.
Цель: Разминка, групповое взаимодействие, сплочение группы.
Этап обучения:
Навык: определение и отделение вербальной и невербальной информации
Теория:
Цель: Получение и закрепление информации о вербальном и невербальном общении.


        Итак, общение – это установление и развитие контактов между людьми.
Наше общение состоит из слов, т.е вербальная часть и движений тела, невербальная часть. Ученые подсчитали, что вербальная, словесная информация в общении составляет 1/6, а язык поз, интонаций, дыхания и ритма - несловесная информация - 5/6. 
  При этом 55% - это Язык Тела (позы, движения, мимика),
 около 38% - Голос (тон, интонации, ритм, тембр)  и около 7% собственно слова.
 Естественно, в разных контекстах эти соотношения могут немного отличаться, но общая тенденция останется. Например, во время телефонного разговора, Язык Тела будет практически отсутствовать, а большая часть информации будет передаваться при помощи Голоса.
И это именно та часть общения, которую мы не осознаем, но которая является главной в любом общении. Нас с детства много обучали тому, что говорить, но очень мало тому - как.
Есть еще одно, очень забавное правило. Если сознание говорит одно, а подсознание совершенно другое - обычно побеждает подсознание. А сознание находит логичное объяснение уже совершенному поступку. Этим, как раз, и пользуются профессиональные мошенники. Им могут доверить посторожить вещи самые бдительные люди, а потом сильно удивляться тому, что пропал не только новый чрезвычайно приятный знакомый, но и чемоданы.
При общении мы выражаем то что хотим сказать (да и то, что не хотим тоже) в виде жестов, мимики, поз, движений, интонаций и только в последнюю очередь собственно слов. Но в связи с тем, что мы не осознаем этой большой невербальной части, мы обычно получаем только не совсем нам понятные сообщения из нашего бессознательного. И часто бывает совершенно не понятно, что вызвало напряжение у собеседника или почему он так чему-то обрадовался.  (картинки или слайды с позами, мимикой.)
1.Сухое упражнение.
1.1.Упражнение: Передай чувство мимикой.
Цель: Отработка навыка невербального проявления эмоций.
Инструкция: На доске написана фраза. На бумажке написано чувство, ваша задача продемонстрировать чувство, только с помощью мимики. Задача зрителей определить , что за чувство.
1.2.Упражнение. Передай чувство только голосом.
Инструкция: На бумажке написано чувство, ваша задача произнести фразу, вложив в нее это чувство. Лицо при этом закрыто, или ребенок должен отвернуться. Задача остальных определить чувство.
1.3.Обсуждение в кругу: В каком упражнении было проще понять человека.-5 мин
2. Полусухое упражнение.
2.1. Упражнение. Толстое стекло.
Цель: отработка навыка вербального общения.
Инструкция. Представьте что между вами и вашим партнером толстое стекло. Ваша задача договориться о побеге из тюрьмы при помощи мимики и жестов. Речь использовать нельзя.
Анализ результатов: Что получилось, что нет. Какие виды общенияиспользовались, какие еще есть варианты.
Упражнение "Интервью"
Цель упражнения: - развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки, - сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга. 
    Участники разбиваются на пары и в течение 5 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше, и меняются ролями. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга, рассказывая от имени своего собеседника.
Теория
Важнейшая невербальная составляющая процесса общения – умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все – глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату.

Этап окончания
Сегодня мы с вами поговорили про вербальное, невербальное общение. Узнали, что в большинстве случаев мы воспринимаем информацию, которую дает нам тело собеседника, научились распознавать невербальные сигналы общения.
Что для вас было сегодня нового?  Чему научились? Ваши чувства, эмоции.
Ну что ж на этом наше занятие заканчивается. В следующий раз мы поговорим о территориях общения, и что значит уметь слушать.

А в заключении попрошу вас встать в круг, и передавая улыбку по кругу, поблагодарить друг друга за работу. Спасибо Маша, мне было приятно с тобой сегодня быть в паре.
Аплодисменты


Я утверждаю себя.
Цели: 1.Дать представление о правильном, положительном самоутверждении личности в различных сферах, сформировать представление о «самоутверждении», «достоинстве», «чести», «авторитете», «лидерстве», побуждать к активному положительному самопроявлению и самовыражению.
2. Воспитывать позитивное отношение к себе, чувство собственного достоинства, ответственность.
3. Развивать мыслительные способности, артистизм, речь, расширять кругозор.
Оборудование: карточки с описанием  проблемных ситуаций, презентация.
Ход занятия.
1.                  Самооценка.
  Самооценка – это оценка своих качеств, способностей, поступков. Люди с заниженной самооценкой не уверены в себе, малообщительны, пугливы. Они- то часто и считают себя невезучими. А как же ведут себя люди с завышенной самооценкой? (ответы учащихся)
  Конечно,  сами слова «завышенное», «заниженное» содержат значение чего-то чрезмерного, далёкого от нормы. Завышенная самооценка тоже не украшает человека: такие люди самоуверенны, часто переоценивают свои силы, берутся за непосильные дела и не доводят их до конца. Люди с завышенной самооценкой редко получают признание. Какой же должна быть самооценка? (реальной)
- Вы правы. Человек должен оценивать себя реально, то есть таким, каков он есть на самом деле. В этом случае говорят, что у него адекватная самооценка. Адекватная – значит соответствующая действительности.
Объявляются результаты теста «определение самооценки».
2.                  Пантомима «люди с разной самооценкой».
А как окружающие определяют у кого правильная самооценка, а у кого заниженная или завышенная? Кто уверен в себе, а кто нет? Дело в том, что внутреннее состояние человека всегда отражается в движениях его лица, тела. Сейчас вы это сами увидите.
Три ученика выходят к доске. Должны сыграть роль человека с определённой самооценкой.
Я режиссёр, читаю вам, как должен выглядеть этот человек. Его изображают ребята.
-  А  остальным вопрос: «Человек,  с какой самооценкой изображается»?

Неуверенный в себе человек
Уверенный в себе человек
Самоуверенный человек
- Не выдерживает прямого взгляда,
отводит глаза в сторону.
- Голова опущена.
- Спина сутулая.
- Руки помещены перед собой
- Ноги несколько напряжены,
переплетены между собой или плотно сжаты.
- Смотрит окружающим в глаза.
- Голову держит прямо и даже чуть приподнимает подбородок.
- Спина у него прямая. Плечи развёрнуты.
- Руки могут быть убраны за спину.
- Ноги на ширине плеч и расслслаблены.
- Стоит вполоборота.
- Правое плечо слегка выставлено вперёд.
- Грудь колесом.
- Голова высоко поднята.
- Смотрит высокомерно, дерзко.
- Руки на поясе.
- Упор на левую ногу.
В наше время, к сожалению, многие ошибочно считают нахальство и хамство уверенностью в себе.
Этот пример очень хорошо показал различия между уверенным в себе и самоуверенным человеком.

3. Беседа «Как люди утверждаются»?
Человек – существо общественное. Проявить себя как личность может только в общении с другими людьми.
 Какие способы для самоутверждения можно найти?
Ситуация от родителей на диктофоне.
  Вы перечислили в оснавном положительные способы самоутверждения. Статистика говорит о том, что есть и отрицательные способы самоутверждения, их нередко избирают подростки. Какие?
- Какие примеры нарушения правил дорожного движения и других законов  вы можете привести?
- Вот так получается, одни утверждают себя в ярких, красивых, хороших делах, а другие – в низких поступках, которые  ведут к гибели. Почему же так получается?
4. Проблемная ситуация «Три способа самоутверждения».
  На самом деле, ребята, человек утверждает себя не только своими достижениями, а каждым своим поступком.
С точки зрения психологии различают три вида самоутверждения : самоподавление, агрессивное доминирование, конструктивное самоутверждение.  Посмотрите сценку, в  которой участвуют три ученика, и попробуйте объяснить, кто как себя утверждает.
Автор. В этот день 8 «А» класс сорвал урок химии, учительница вынуждена была пожаловаться директору школы. Тот объявил, что в наказание за плохое поведение химия переносится на 7 урок. На перемене перед 6 уроком состоялся такой разговор.
Саша. (громко, вызывающе) С 7 урока смываемся все, усекли? Пусть химичка обломается.
Дима. (мямлит)Да мне, вообще-то нужно… А то пара в четверти…
Саша. Ага. От коллектива отрываешься? Будешь иметь дело со мной (показывает кулак)!
Сергей. (спокойно, уверенно, без вызова)Так из-за тебя же всех и наказали. Не надо было беситься на уроке и…
Саша. (грубо обрывает) Я сам знаю, что мне надо. А что не надо!
Сергей. (твёрдо) Я тоже знаю. Что мне надо сдать химичке реферат, и я его сдам. А плясать под твою дудку я не собираюсь.
Саша. А я считаю, что она не имеет права вас оставлять (толкает локтем в бок Диму)Скажи?
Дима. Да-а, нам кушать надо…
Сергей. А я так не считаю.
Саша. (с угрозой) Ну. Мы с тобой ещё разберёмся!
 Кто же из мальчиков утверждал себя продуктивно, то есть плодотворно? Кто старался агрессивно доминировать, то есть господствовать, возвышаться? А кто подавлял свои желания, готов был отказаться от своих интересов?
- Как вы думаете, какой вид самоутверждения самый лучший и почему?
  Многие психологи считают, что каждый человек в различных ситуациях может выбрать разные способы самоутверждения. Но какой-то один из способов будет для них характерным. И лучший из них – это конструктивное самоутверждение.
5. Беседа по теме «Можешь ли ты утверждать себя конструктивно»?
Умеете ли вы конструктивно утверждать себя в общении с другими людьми, без агрессии и самоподавления?
В психологической литературе приводят примеры ситуаций, в которых можно проявить конструктивное самоутверждение:
- умение отказывать в просьбе;
- умение попросить о помощи;
- выражение негативных чувств и мыслей (критика, недовольство, гнев);
- выражение положительных чувств (радости, сочувствия);
Знаете ли вы как вести себя в подобных ситуациях?
6. Ролевая игра «театр самоутверждения».
Сейчас мы проведём ролевую игру «театр самоутверждения». На каждой парте лежит листок с текстами ролей. Один из вас должен сыграть роль актёра, а  другой – режиссёра. Режиссёр читает описание ситуации и задание для актёра.  Режиссёр оценивает, хорошо ли сыграл свою роль актёр, нашёл ли он верную интонацию. Актер должен сыграть роль человека, уверенного в себе, который умеет конструктивно самоутверждаться.  Голос спокойный, ровный. Подбирают интонацию, пока режиссёр не скажет: «Верю!» После этого режиссёр и актёр меняются ролями. Чтобы не мешать друг другу говорите, пожалуйста, тише. Внимание. Начинаем репетиции в театре самоутверждения.
Ситуации самоутверждения.
1.                  Режиссёр. Сосед попросил у вас словарь, а вы в это время сами им пользуетесь. Категорически откажите.
        Актёр. Нет, сейчас он мне нужен самому.
2.                  Режиссёр. Приятель занял у вас денег, обещая скоро вернуть, но вместо этого снова просит взаймы. Вежливо откажите.
Актёр. Извини, но у меня больше нет денег.
3.                  Режиссёр. Вам нужно дописать сочинение, но друг зовёт гулять. Ответьте вежливым отказом.
Актёр. Извини, но я сейчас не могу. Освобожусь через  час  и тогда пойду гулять.
4.                  Режиссёр. Вы перешли в другую школу. В новом классе вы никого не знаете. Познакомьтесь с мальчиком (девочкой)
Актёр. Привет, меня зовут (имя), как тебя зовут?
5.                  Режиссёр. На улице вам нужно срочно узнать время. Спросите у прохожего, который только что посмотрел на часы.
Актёр. Простите, скажите. Пожалуйста, который час? Спасибо.
6 . Режиссёр. Ваш знакомый участвовал в телепередаче, и прославился на весь город. Выразите свою радость при встрече.
Актёр. Привет, ну ты даёшь! Я так рад(а) за тебя!
7.                  Режиссёр. В день рождения  вам сделали приятный сюрприз. С радостью поблагодарите.
Актёр. Спасибо! Я так рад(а)! Очень удивлен(а ) и обрадован(а) – большое спасибо.
8.                  Режиссёр. Ваше место в кинотеатре занято. Попросите освободить место.
Актёр. Извините, но это место по билету моё. Освободите. Пожалуйста.
9.                  Режиссёр. У вашего друга неприятности. Нужно выразить сочувствие.
Актёр. Я тебе очень сочувствую. Но не падай духом – с кем не бывает! Если нужна моя помощь, обращайся.

Репетиция.
В нашем спектакле будет 3 действия, по рядам.
(выходят  к доске.  Читают свои реплики.  Уходят под  аплодисменты)
Мы не устраиваем конкурс, не выбираем победителей и лучших актёров. Победителями в этой игре стали все вы. Кому- то пришлось подавить агрессивность, кому - то переступить через неуверенность и страх, кто – то с трудом преодолел смущение. И каждый одержал победу над самим собой.
7. Заключительное слово.
Сегодня мы говорили о самоутверждении и пришли к выводу, что конструктивно самоутверждать  себя может не каждый. Страх насмешек, боязнь показаться глупым, неумным заставляют нас часто выбирать пассивную позицию, идти на поводу у других и вместе с тем постоянно чувствовать внутреннее недовольство, оттого, что не смогли отстоять себя. Надеюсь,  что сегодняшний классный час, репетиции, выступления в театре самоутверждения, помогут вам отстаивать свои интересы без скандалов, агрессии и унижения. В заключение хочу привести фразу швейцарского мыслителя 18 века И. Лафатера  (читаю эпиграф .В этой фразе содержится правило конструктивного самоутверждения: разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и не говорить лишнего. Но это только для тех, кто хочет быть умным. Желаю вам всем воспользоваться этим советом.
А ещё не забывать, что утверждать себя можно, развивая свои таланты, способности. Поэтому советую вам посещать спортивные секции, кружки, курсы. Там вы приобретёте новых друзей, расширите круг общения, станете более уверенными в себе.
8. Рефлексия.
Что полезного для себя вы узнали и поняли сегодня? Какие впечатления остались от общения. Самоутверждайтесь продуктивно!


Тренинг личностного роста

Цель. Помочь участникам тренинга лучше узнать себя, свои сильные стороны, способствовать развитию чувства собственного достоинства, умений и навыков делать самоанализ, преодолевать психологические барьеры, мешающие полноценному самовыражению.
Содержание занятия.
1.  Упражнение «Знакомство – приветствие».
Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, способствует установлению контакта среди участников группы.
Ход упражнения: психолог предлагает следующую форму знакомства – назвать свое имя и продолжить предложение: «Обо мне говорят, что я…».
Рефлексия: Какие мысли  у вас возникали во время выполнения упражнения?

2.  Упражнение «Принятие правил работы».
Цель: ознакомить участников с основными принципами обучения, вместе продумать и принять правила работы именно этого конкретного коллектива.

3.  Упражнение «Вершина надежд».
Цель: выяснить надежды участников группы от занятия.
Ход упражнения: участникам группы раздаются листочки бумаги, психолог просит написать о своих ожидания, прочитать и приклеить  на плакате с изображением горы.

4.  Упражнение «Знаешь ли ты себя?».
Многие из нас боятся реальной жизни и поэтому предпочитают витать в облаках. Ответьте на предлагаемые вопросы «да» или «нет», и вы узнаете, насколько вы прагматичны или романтичны.

1.Получив газету,  просматриваете ли вы ее, прежде чем начнете читать?
2. Едите ли вы больше обычного, когда расстроитесь?
3. Думаете ли вы о своих делах во время еды?
4. Храните ли вы письма от близких людей?
5.Интересует ли вас психология?
6. Боитесь ли вы ездить на большой скорости?
7. Избегаете ли вы мысли о смерти?
8. Любите ли вы помечтать перед сном, лежа в постели?
9. Способны ли вы сильно устать и после 8-часового сна?
10. Делитесь ли вы с другими личными трудностями?
11. Читаете ли вы любовные романы?
12. Избегаете ли вы одиночества?
13. Бывает ли так, что из-за неприятностей вы заболеваете?
14. Случалось ли вам в задумчивости проехать нужную остановку?
15. Возникало ли у вас желание жить в другом городе?
16. Считаете ли вы характер человека наследственной чертой?
17. Смотрите ли вы фильм до конца, если он о любви?
Обработка результатов теста
Подсчитайте количество ответов «да» и за каждый такой ответ запишите себе 5 очков. У вас должна получиться определенная сумма.
Интерпретация результатов
       От 75 до 85 очков. Пожалуй, вы прячетесь от действительности. Не мешало бы изредка взглянуть в глаза реальных событий. Это поможет лучше сориентироваться в жизни и несколько оградить себя от неприятностей.
       От 55 до 70 очков. Ваши мечты не всегда сообразуются с реальной жизнью. Вам это мешает, но не уделяйте этому слишком много внимания и душевных сил. И не ищите совершенного разрешения всех жизненных проблем. Ведь звезды сияют даже тогда, когда их не видно.
      От 30 до 50 очков. Вы смогли установить равновесие между иллюзиями  и реальностью. И хотя вам все же свойственна некоторая мечтательность, и даже сентиментальность, вы вполне соизмеряете их с действительностями.
       От 5 до 20 очков.  Вы чрезмерно заземлены, прагматичны. Вам не хватает романтичности, она пошла бы вам на пользу. Жизнь конечно, вещь серьезная, но нередко чувство юмора помогает преодолеть препятствия.
5.  Упражнение «Изменение».
.
Цель: самосознание и самореализация с помощью метафоричного способа.
Ход упражнения: участники сидят в кругу. Психолог предлагает закончить предложения: «Если бы я была едой, то была бы …», «Если бы я была музыкой, то была бы …», «Если бы я была явлением природы, то была бы …», «Если бы я была книгой, то была бы …», «Если бы я была растением, то была бы …», «Если бы я была животным, то была бы …».
Рефлексия: что вы чувствовали, когда ассоциировали себя с различными предметами?
6.  Упражнение «Ролевая гимнастика».
Цель:  осознание важности принятия своего «Я».
Ход упражнения:  каждый участник получает лист бумаги с заданием проговорить слово «Я», используя различную интонацию: громко, тихо, утвердительно, с любовью, с грустью, со злостью, с удивлением, доброжелательно.
Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя это упражнение?
Часто встречаются люди,
которые  не осознают,
 в чем их собственная сила.
                                                                                                            Н.Энкельманн
        7.Упражнение «Мои позитивные и негативные стороны».
Цель:   развитие умений вести внутренний диалог, способность делать самооценку, определять позитивные и негативные стороны собственного «Я».
Материалы: бланки с таблицею для каждого участника.
Мои самые
 лучшие черты
Мои способности
и таланты
Мои достоинства



Рефлексия:  какие впечатления вы получили при заполнении таблицы? Что нового вы подчеркнули для себя? Изменили ли вы веру в себя?

Советы как повысить самоуважение.
1.     Помни о своих позитивных чертах, вместо того, чтобы думать о плохом.
2.     Во всем, что ты делаешь, пытайся находить позитив. Поощряй себя за успехи.
3.     Постоянно вспоминай про свои успехи.
4.     Прощай себя за ошибки.
5.     Относись к себе хорошо. Помни: тот, кто любит себя, выглядит лучше, имеет крепкое здоровье.
6.     Признай себя таким, какой ты есть – уникальным, оригинальным, человечным.
7.     Живи сегодняшним  днем, и ты получишь больше удовольствия от жизни.

8. Упражнение «Активатор 3-2-1».
Цель: дать возможность участникам группы осмыслить и проанализировать знания и опыт в группе.
Ход упражнения: записать на листе бумаги 3 идеи, которые вы будете использовать, 2 - новые информации, 1 – действие, которое будете выполнять немедленно.

Домашнее задание
Нарисовать на листе бумаги свой образ сегодня – «Я – реальный» и  в мечтах – «Я – идеальный». Проанализируйте рисунки.