Я утверждаю себя.
Цели: 1.Дать представление о правильном,
положительном самоутверждении личности в различных сферах, сформировать
представление о «самоутверждении», «достоинстве», «чести», «авторитете»,
«лидерстве», побуждать к активному положительному самопроявлению и
самовыражению.
2. Воспитывать позитивное отношение к себе,
чувство собственного достоинства, ответственность.
3. Развивать мыслительные способности,
артистизм, речь, расширять кругозор.
Оборудование: карточки с описанием проблемных ситуаций, презентация.
Ход занятия.
1.
Самооценка.
Самооценка – это оценка своих качеств,
способностей, поступков. Люди с заниженной самооценкой не уверены в себе,
малообщительны, пугливы. Они- то часто и считают себя невезучими. А как же
ведут себя люди с завышенной самооценкой? (ответы учащихся)
Конечно,
сами слова «завышенное», «заниженное» содержат значение чего-то
чрезмерного, далёкого от нормы. Завышенная самооценка тоже не украшает
человека: такие люди самоуверенны, часто переоценивают свои силы, берутся за
непосильные дела и не доводят их до конца. Люди с завышенной самооценкой редко
получают признание. Какой же должна быть самооценка? (реальной)
- Вы правы. Человек
должен оценивать себя реально, то есть таким, каков он есть на самом деле. В
этом случае говорят, что у него адекватная самооценка. Адекватная – значит
соответствующая действительности.
Объявляются
результаты теста «определение самооценки».
2.
Пантомима «люди с разной самооценкой».
А как окружающие
определяют у кого правильная самооценка, а у кого заниженная или завышенная?
Кто уверен в себе, а кто нет? Дело в том, что внутреннее состояние человека
всегда отражается в движениях его лица, тела. Сейчас вы это сами увидите.
Три ученика выходят
к доске. Должны сыграть роль человека с определённой самооценкой.
Я режиссёр, читаю
вам, как должен выглядеть этот человек. Его изображают ребята.
- А
остальным вопрос: «Человек, с
какой самооценкой изображается»?
Неуверенный в себе человек
|
Уверенный в себе человек
|
Самоуверенный человек
|
- Не выдерживает прямого взгляда,
отводит глаза в сторону.
- Голова опущена.
- Спина сутулая.
- Руки помещены перед собой
- Ноги несколько напряжены,
переплетены между собой или плотно сжаты.
|
- Смотрит окружающим в глаза.
- Голову держит прямо и даже чуть приподнимает
подбородок.
- Спина у него прямая. Плечи развёрнуты.
- Руки могут быть убраны за спину.
- Ноги на ширине плеч и расслслаблены.
|
- Стоит вполоборота.
- Правое плечо слегка выставлено вперёд.
- Грудь колесом.
- Голова высоко поднята.
- Смотрит высокомерно, дерзко.
- Руки на поясе.
- Упор на левую ногу.
|
В наше время, к сожалению, многие ошибочно
считают нахальство и хамство уверенностью в себе.
Этот пример очень хорошо показал различия между
уверенным в себе и самоуверенным человеком.
3. Беседа «Как люди утверждаются»?
Человек – существо общественное. Проявить себя
как личность может только в общении с другими людьми.
Какие
способы для самоутверждения можно найти?
Ситуация от родителей на диктофоне.
Вы
перечислили в оснавном положительные способы самоутверждения. Статистика
говорит о том, что есть и отрицательные способы самоутверждения, их нередко
избирают подростки. Какие?
- Какие примеры нарушения правил дорожного
движения и других законов вы можете
привести?
- Вот так получается, одни утверждают себя в
ярких, красивых, хороших делах, а другие – в низких поступках, которые ведут к гибели. Почему же так получается?
4. Проблемная ситуация «Три способа
самоутверждения».
На самом
деле, ребята, человек утверждает себя не только своими достижениями, а каждым
своим поступком.
С точки зрения психологии различают три вида
самоутверждения : самоподавление, агрессивное доминирование, конструктивное
самоутверждение. Посмотрите сценку, в которой участвуют три ученика, и попробуйте
объяснить, кто как себя утверждает.
Автор. В этот день 8 «А» класс сорвал урок
химии, учительница вынуждена была пожаловаться директору школы. Тот объявил,
что в наказание за плохое поведение химия переносится на 7 урок. На перемене
перед 6 уроком состоялся такой разговор.
Саша. (громко, вызывающе) С 7 урока смываемся
все, усекли? Пусть химичка обломается.
Дима. (мямлит)Да мне, вообще-то нужно… А то пара
в четверти…
Саша. Ага. От коллектива отрываешься? Будешь
иметь дело со мной (показывает кулак)!
Сергей. (спокойно, уверенно, без вызова)Так
из-за тебя же всех и наказали. Не надо было беситься на уроке и…
Саша. (грубо обрывает) Я сам знаю, что мне надо.
А что не надо!
Сергей. (твёрдо) Я тоже знаю. Что мне надо сдать
химичке реферат, и я его сдам. А плясать под твою дудку я не собираюсь.
Саша. А я считаю, что она не имеет права вас
оставлять (толкает локтем в бок Диму)Скажи?
Дима. Да-а, нам кушать надо…
Сергей. А я так не считаю.
Саша. (с угрозой) Ну. Мы с тобой ещё разберёмся!
Кто же из
мальчиков утверждал себя продуктивно, то есть плодотворно? Кто старался
агрессивно доминировать, то есть господствовать, возвышаться? А кто подавлял
свои желания, готов был отказаться от своих интересов?
- Как вы думаете, какой вид самоутверждения
самый лучший и почему?
Многие
психологи считают, что каждый человек в различных ситуациях может выбрать
разные способы самоутверждения. Но какой-то один из способов будет для них
характерным. И лучший из них – это конструктивное самоутверждение.
5. Беседа по теме «Можешь ли ты утверждать себя
конструктивно»?
Умеете ли вы конструктивно утверждать себя в
общении с другими людьми, без агрессии и самоподавления?
В психологической литературе приводят примеры
ситуаций, в которых можно проявить конструктивное самоутверждение:
- умение отказывать в просьбе;
- умение попросить о помощи;
- выражение негативных чувств и мыслей (критика,
недовольство, гнев);
- выражение положительных чувств (радости,
сочувствия);
Знаете ли вы как вести себя в подобных
ситуациях?
6. Ролевая игра «театр самоутверждения».
Сейчас мы проведём ролевую игру «театр
самоутверждения». На каждой парте лежит листок с текстами ролей. Один из вас
должен сыграть роль актёра, а другой –
режиссёра. Режиссёр читает описание ситуации и задание для актёра. Режиссёр оценивает, хорошо ли сыграл свою
роль актёр, нашёл ли он верную интонацию. Актер должен сыграть роль человека,
уверенного в себе, который умеет конструктивно самоутверждаться. Голос спокойный, ровный. Подбирают интонацию,
пока режиссёр не скажет: «Верю!» После этого режиссёр и актёр меняются ролями. Чтобы
не мешать друг другу говорите, пожалуйста, тише. Внимание. Начинаем репетиции в
театре самоутверждения.
Ситуации самоутверждения.
1.
Режиссёр. Сосед попросил у вас
словарь, а вы в это время сами им пользуетесь. Категорически откажите.
Актёр.
Нет, сейчас он мне нужен самому.
2.
Режиссёр. Приятель занял у вас
денег, обещая скоро вернуть, но вместо этого снова просит взаймы. Вежливо
откажите.
Актёр. Извини, но у меня больше нет денег.
3.
Режиссёр. Вам нужно дописать
сочинение, но друг зовёт гулять. Ответьте вежливым отказом.
Актёр. Извини, но я сейчас не могу. Освобожусь
через час и тогда пойду гулять.
4.
Режиссёр. Вы перешли в другую школу.
В новом классе вы никого не знаете. Познакомьтесь с мальчиком (девочкой)
Актёр. Привет, меня зовут (имя), как тебя зовут?
5.
Режиссёр. На улице вам нужно срочно
узнать время. Спросите у прохожего, который только что посмотрел на часы.
Актёр. Простите, скажите. Пожалуйста, который
час? Спасибо.
6 . Режиссёр. Ваш знакомый участвовал в
телепередаче, и прославился на весь город. Выразите свою радость при встрече.
Актёр. Привет, ну ты даёшь! Я так рад(а) за
тебя!
7.
Режиссёр. В день рождения вам сделали приятный сюрприз. С радостью поблагодарите.
Актёр. Спасибо! Я так рад(а)! Очень удивлен(а )
и обрадован(а) – большое спасибо.
8.
Режиссёр. Ваше место в кинотеатре
занято. Попросите освободить место.
Актёр. Извините, но это место по билету моё.
Освободите. Пожалуйста.
9.
Режиссёр. У вашего друга
неприятности. Нужно выразить сочувствие.
Актёр. Я тебе очень сочувствую. Но не падай
духом – с кем не бывает! Если нужна моя помощь, обращайся.
Репетиция.
В нашем спектакле будет 3 действия, по рядам.
(выходят к доске. Читают свои реплики. Уходят под
аплодисменты)
Мы не устраиваем конкурс, не выбираем
победителей и лучших актёров. Победителями в этой игре стали все вы. Кому- то
пришлось подавить агрессивность, кому - то переступить через неуверенность и
страх, кто – то с трудом преодолел смущение. И каждый одержал победу над самим
собой.
7. Заключительное слово.
Сегодня мы говорили о самоутверждении и пришли к
выводу, что конструктивно самоутверждать себя может не каждый. Страх насмешек, боязнь
показаться глупым, неумным заставляют нас часто выбирать пассивную позицию,
идти на поводу у других и вместе с тем постоянно чувствовать внутреннее
недовольство, оттого, что не смогли отстоять себя. Надеюсь, что сегодняшний классный час, репетиции, выступления
в театре самоутверждения, помогут вам отстаивать свои интересы без скандалов,
агрессии и унижения. В заключение хочу привести фразу швейцарского мыслителя 18
века И. Лафатера (читаю эпиграф .В этой
фразе содержится правило конструктивного самоутверждения: разумно спрашивать,
внимательно слушать, спокойно отвечать и не говорить лишнего. Но это только для
тех, кто хочет быть умным. Желаю вам всем воспользоваться этим советом.
А ещё не забывать, что утверждать себя можно,
развивая свои таланты, способности. Поэтому советую вам посещать спортивные
секции, кружки, курсы. Там вы приобретёте новых друзей, расширите круг общения,
станете более уверенными в себе.
8. Рефлексия.
К. р. Что полезного для себя вы узнали и поняли
сегодня? Какие впечатления остались от общения. Самоутверждайтесь продуктивно!