вторник, 8 октября 2013 г.

Самоценка и самоутверждение

Я утверждаю себя.
Цели: 1.Дать представление о правильном, положительном самоутверждении личности в различных сферах, сформировать представление о «самоутверждении», «достоинстве», «чести», «авторитете», «лидерстве», побуждать к активному положительному самопроявлению и самовыражению.
2. Воспитывать позитивное отношение к себе, чувство собственного достоинства, ответственность.
3. Развивать мыслительные способности, артистизм, речь, расширять кругозор.
Оборудование: карточки с описанием  проблемных ситуаций, презентация.
Ход занятия.
1.                  Самооценка.
  Самооценка – это оценка своих качеств, способностей, поступков. Люди с заниженной самооценкой не уверены в себе, малообщительны, пугливы. Они- то часто и считают себя невезучими. А как же ведут себя люди с завышенной самооценкой? (ответы учащихся)
  Конечно,  сами слова «завышенное», «заниженное» содержат значение чего-то чрезмерного, далёкого от нормы. Завышенная самооценка тоже не украшает человека: такие люди самоуверенны, часто переоценивают свои силы, берутся за непосильные дела и не доводят их до конца. Люди с завышенной самооценкой редко получают признание. Какой же должна быть самооценка? (реальной)
- Вы правы. Человек должен оценивать себя реально, то есть таким, каков он есть на самом деле. В этом случае говорят, что у него адекватная самооценка. Адекватная – значит соответствующая действительности.
Объявляются результаты теста «определение самооценки».
2.                  Пантомима «люди с разной самооценкой».
А как окружающие определяют у кого правильная самооценка, а у кого заниженная или завышенная? Кто уверен в себе, а кто нет? Дело в том, что внутреннее состояние человека всегда отражается в движениях его лица, тела. Сейчас вы это сами увидите.
Три ученика выходят к доске. Должны сыграть роль человека с определённой самооценкой.
Я режиссёр, читаю вам, как должен выглядеть этот человек. Его изображают ребята.
-  А  остальным вопрос: «Человек,  с какой самооценкой изображается»?

Неуверенный в себе человек
Уверенный в себе человек
Самоуверенный человек
- Не выдерживает прямого взгляда,
отводит глаза в сторону.
- Голова опущена.
- Спина сутулая.
- Руки помещены перед собой
- Ноги несколько напряжены,
переплетены между собой или плотно сжаты.
- Смотрит окружающим в глаза.
- Голову держит прямо и даже чуть приподнимает подбородок.
- Спина у него прямая. Плечи развёрнуты.
- Руки могут быть убраны за спину.
- Ноги на ширине плеч и расслслаблены.
- Стоит вполоборота.
- Правое плечо слегка выставлено вперёд.
- Грудь колесом.
- Голова высоко поднята.
- Смотрит высокомерно, дерзко.
- Руки на поясе.
- Упор на левую ногу.
В наше время, к сожалению, многие ошибочно считают нахальство и хамство уверенностью в себе.
Этот пример очень хорошо показал различия между уверенным в себе и самоуверенным человеком.

3. Беседа «Как люди утверждаются»?
Человек – существо общественное. Проявить себя как личность может только в общении с другими людьми.
 Какие способы для самоутверждения можно найти?
Ситуация от родителей на диктофоне.
  Вы перечислили в оснавном положительные способы самоутверждения. Статистика говорит о том, что есть и отрицательные способы самоутверждения, их нередко избирают подростки. Какие?
- Какие примеры нарушения правил дорожного движения и других законов  вы можете привести?
- Вот так получается, одни утверждают себя в ярких, красивых, хороших делах, а другие – в низких поступках, которые  ведут к гибели. Почему же так получается?
4. Проблемная ситуация «Три способа самоутверждения».
  На самом деле, ребята, человек утверждает себя не только своими достижениями, а каждым своим поступком.
С точки зрения психологии различают три вида самоутверждения : самоподавление, агрессивное доминирование, конструктивное самоутверждение.  Посмотрите сценку, в  которой участвуют три ученика, и попробуйте объяснить, кто как себя утверждает.
Автор. В этот день 8 «А» класс сорвал урок химии, учительница вынуждена была пожаловаться директору школы. Тот объявил, что в наказание за плохое поведение химия переносится на 7 урок. На перемене перед 6 уроком состоялся такой разговор.
Саша. (громко, вызывающе) С 7 урока смываемся все, усекли? Пусть химичка обломается.
Дима. (мямлит)Да мне, вообще-то нужно… А то пара в четверти…
Саша. Ага. От коллектива отрываешься? Будешь иметь дело со мной (показывает кулак)!
Сергей. (спокойно, уверенно, без вызова)Так из-за тебя же всех и наказали. Не надо было беситься на уроке и…
Саша. (грубо обрывает) Я сам знаю, что мне надо. А что не надо!
Сергей. (твёрдо) Я тоже знаю. Что мне надо сдать химичке реферат, и я его сдам. А плясать под твою дудку я не собираюсь.
Саша. А я считаю, что она не имеет права вас оставлять (толкает локтем в бок Диму)Скажи?
Дима. Да-а, нам кушать надо…
Сергей. А я так не считаю.
Саша. (с угрозой) Ну. Мы с тобой ещё разберёмся!
 Кто же из мальчиков утверждал себя продуктивно, то есть плодотворно? Кто старался агрессивно доминировать, то есть господствовать, возвышаться? А кто подавлял свои желания, готов был отказаться от своих интересов?
- Как вы думаете, какой вид самоутверждения самый лучший и почему?
  Многие психологи считают, что каждый человек в различных ситуациях может выбрать разные способы самоутверждения. Но какой-то один из способов будет для них характерным. И лучший из них – это конструктивное самоутверждение.
5. Беседа по теме «Можешь ли ты утверждать себя конструктивно»?
Умеете ли вы конструктивно утверждать себя в общении с другими людьми, без агрессии и самоподавления?
В психологической литературе приводят примеры ситуаций, в которых можно проявить конструктивное самоутверждение:
- умение отказывать в просьбе;
- умение попросить о помощи;
- выражение негативных чувств и мыслей (критика, недовольство, гнев);
- выражение положительных чувств (радости, сочувствия);
Знаете ли вы как вести себя в подобных ситуациях?
6. Ролевая игра «театр самоутверждения».
Сейчас мы проведём ролевую игру «театр самоутверждения». На каждой парте лежит листок с текстами ролей. Один из вас должен сыграть роль актёра, а  другой – режиссёра. Режиссёр читает описание ситуации и задание для актёра.  Режиссёр оценивает, хорошо ли сыграл свою роль актёр, нашёл ли он верную интонацию. Актер должен сыграть роль человека, уверенного в себе, который умеет конструктивно самоутверждаться.  Голос спокойный, ровный. Подбирают интонацию, пока режиссёр не скажет: «Верю!» После этого режиссёр и актёр меняются ролями. Чтобы не мешать друг другу говорите, пожалуйста, тише. Внимание. Начинаем репетиции в театре самоутверждения.
Ситуации самоутверждения.
1.                  Режиссёр. Сосед попросил у вас словарь, а вы в это время сами им пользуетесь. Категорически откажите.
        Актёр. Нет, сейчас он мне нужен самому.
2.                  Режиссёр. Приятель занял у вас денег, обещая скоро вернуть, но вместо этого снова просит взаймы. Вежливо откажите.
Актёр. Извини, но у меня больше нет денег.
3.                  Режиссёр. Вам нужно дописать сочинение, но друг зовёт гулять. Ответьте вежливым отказом.
Актёр. Извини, но я сейчас не могу. Освобожусь через  час  и тогда пойду гулять.
4.                  Режиссёр. Вы перешли в другую школу. В новом классе вы никого не знаете. Познакомьтесь с мальчиком (девочкой)
Актёр. Привет, меня зовут (имя), как тебя зовут?
5.                  Режиссёр. На улице вам нужно срочно узнать время. Спросите у прохожего, который только что посмотрел на часы.
Актёр. Простите, скажите. Пожалуйста, который час? Спасибо.
6 . Режиссёр. Ваш знакомый участвовал в телепередаче, и прославился на весь город. Выразите свою радость при встрече.
Актёр. Привет, ну ты даёшь! Я так рад(а) за тебя!
7.                  Режиссёр. В день рождения  вам сделали приятный сюрприз. С радостью поблагодарите.
Актёр. Спасибо! Я так рад(а)! Очень удивлен(а ) и обрадован(а) – большое спасибо.
8.                  Режиссёр. Ваше место в кинотеатре занято. Попросите освободить место.
Актёр. Извините, но это место по билету моё. Освободите. Пожалуйста.
9.                  Режиссёр. У вашего друга неприятности. Нужно выразить сочувствие.
Актёр. Я тебе очень сочувствую. Но не падай духом – с кем не бывает! Если нужна моя помощь, обращайся.

Репетиция.
В нашем спектакле будет 3 действия, по рядам.
(выходят  к доске.  Читают свои реплики.  Уходят под  аплодисменты)
Мы не устраиваем конкурс, не выбираем победителей и лучших актёров. Победителями в этой игре стали все вы. Кому- то пришлось подавить агрессивность, кому - то переступить через неуверенность и страх, кто – то с трудом преодолел смущение. И каждый одержал победу над самим собой.
7. Заключительное слово.
Сегодня мы говорили о самоутверждении и пришли к выводу, что конструктивно самоутверждать  себя может не каждый. Страх насмешек, боязнь показаться глупым, неумным заставляют нас часто выбирать пассивную позицию, идти на поводу у других и вместе с тем постоянно чувствовать внутреннее недовольство, оттого, что не смогли отстоять себя. Надеюсь,  что сегодняшний классный час, репетиции, выступления в театре самоутверждения, помогут вам отстаивать свои интересы без скандалов, агрессии и унижения. В заключение хочу привести фразу швейцарского мыслителя 18 века И. Лафатера  (читаю эпиграф .В этой фразе содержится правило конструктивного самоутверждения: разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и не говорить лишнего. Но это только для тех, кто хочет быть умным. Желаю вам всем воспользоваться этим советом.
А ещё не забывать, что утверждать себя можно, развивая свои таланты, способности. Поэтому советую вам посещать спортивные секции, кружки, курсы. Там вы приобретёте новых друзей, расширите круг общения, станете более уверенными в себе.
8. Рефлексия.
К. р. Что полезного для себя вы узнали и поняли сегодня? Какие впечатления остались от общения. Самоутверждайтесь продуктивно!