Тренинг
личностного роста
Цель. Помочь участникам
тренинга лучше узнать себя, свои сильные стороны, способствовать развитию
чувства собственного достоинства, умений и навыков делать самоанализ,
преодолевать психологические барьеры, мешающие полноценному самовыражению.
Содержание занятия.
1.
Упражнение «Знакомство –
приветствие».
Цель: создание благоприятных
условий для работы в группе, способствует установлению контакта среди
участников группы.
Ход упражнения: психолог предлагает
следующую форму знакомства – назвать свое имя и продолжить предложение: «Обо
мне говорят, что я…».
Рефлексия: Какие мысли у вас возникали во время выполнения
упражнения?
2.
Упражнение «Принятие
правил работы».
Цель: ознакомить участников с
основными принципами обучения, вместе продумать и принять правила работы именно
этого конкретного коллектива.
3.
Упражнение «Вершина
надежд».
Цель: выяснить надежды
участников группы от занятия.
Ход упражнения: участникам группы
раздаются листочки бумаги, психолог просит написать о своих ожидания, прочитать
и приклеить на плакате с изображением
горы.
4.
Упражнение «Знаешь ли ты
себя?».
Многие из нас боятся
реальной жизни и поэтому предпочитают витать в облаках. Ответьте на
предлагаемые вопросы «да» или «нет», и вы узнаете, насколько вы прагматичны или
романтичны.
1.Получив газету,
просматриваете ли вы ее, прежде чем начнете читать?
2. Едите ли вы больше обычного, когда расстроитесь?
3. Думаете ли вы о своих делах во время еды?
4. Храните ли вы письма от близких людей?
5.Интересует ли вас психология?
6. Боитесь ли вы ездить на большой скорости?
7. Избегаете ли вы мысли о смерти?
8. Любите ли вы помечтать перед сном, лежа в постели?
9. Способны ли вы сильно устать и после 8-часового сна?
10. Делитесь ли вы с другими личными трудностями?
11. Читаете ли вы любовные романы?
12. Избегаете ли вы одиночества?
13. Бывает ли так, что из-за неприятностей вы заболеваете?
14. Случалось ли вам в задумчивости проехать нужную
остановку?
15. Возникало ли у вас желание жить в другом городе?
16. Считаете ли вы характер человека наследственной чертой?
17. Смотрите ли вы фильм до конца, если он о любви?
Обработка
результатов теста
Подсчитайте
количество ответов «да» и за каждый такой ответ запишите себе 5 очков. У вас
должна получиться определенная сумма.
Интерпретация
результатов
От 75 до 85 очков. Пожалуй, вы прячетесь
от действительности. Не мешало бы изредка взглянуть в глаза реальных событий.
Это поможет лучше сориентироваться в жизни и несколько оградить себя от
неприятностей.
От 55 до 70 очков. Ваши мечты не всегда
сообразуются с реальной жизнью. Вам это мешает, но не уделяйте этому слишком
много внимания и душевных сил. И не ищите совершенного разрешения всех
жизненных проблем. Ведь звезды сияют даже тогда, когда их не видно.
От 30 до 50 очков. Вы смогли установить
равновесие между иллюзиями и
реальностью. И хотя вам все же свойственна некоторая мечтательность, и даже
сентиментальность, вы вполне соизмеряете их с действительностями.
От 5 до 20 очков. Вы чрезмерно заземлены, прагматичны. Вам не
хватает романтичности, она пошла бы вам на пользу. Жизнь конечно, вещь
серьезная, но нередко чувство юмора помогает преодолеть препятствия.
5.
Упражнение «Изменение».
.
Цель: самосознание и
самореализация с помощью метафоричного способа.
Ход упражнения: участники сидят в кругу.
Психолог предлагает закончить предложения: «Если бы я была едой, то была бы …»,
«Если бы я была музыкой, то была бы …», «Если бы я была явлением природы, то
была бы …», «Если бы я была книгой, то была бы …», «Если бы я была растением,
то была бы …», «Если бы я была животным, то была бы …».
Рефлексия: что вы чувствовали,
когда ассоциировали себя с различными предметами?
6.
Упражнение «Ролевая
гимнастика».
Цель: осознание важности принятия своего «Я».
Ход упражнения: каждый участник получает лист бумаги с заданием
проговорить слово «Я», используя различную интонацию: громко, тихо, утвердительно, с
любовью, с грустью, со злостью, с удивлением, доброжелательно.
Рефлексия: что вы чувствовали,
выполняя это упражнение?
Часто встречаются люди,
которые не осознают,
в чем их собственная сила.
Н.Энкельманн
7.Упражнение «Мои позитивные и
негативные стороны».
Цель: развитие умений вести внутренний диалог,
способность делать самооценку, определять позитивные и негативные стороны
собственного «Я».
Материалы: бланки с таблицею для
каждого участника.
Мои самые
лучшие черты
|
Мои способности
и таланты
|
Мои достоинства
|
Рефлексия: какие впечатления вы получили при заполнении
таблицы? Что нового вы подчеркнули для себя? Изменили ли вы веру в себя?
Советы как повысить
самоуважение.
1. Помни о своих позитивных
чертах, вместо того, чтобы думать о плохом.
2. Во всем, что ты делаешь,
пытайся находить позитив. Поощряй себя за успехи.
3. Постоянно вспоминай про
свои успехи.
4. Прощай себя за ошибки.
5. Относись к себе хорошо.
Помни: тот, кто любит себя, выглядит лучше, имеет крепкое здоровье.
6. Признай себя таким,
какой ты есть – уникальным, оригинальным, человечным.
7. Живи сегодняшним днем, и ты получишь больше удовольствия от
жизни.
8.
Упражнение «Активатор 3-2-1».
Цель: дать возможность
участникам группы осмыслить и проанализировать знания и опыт в группе.
Ход упражнения: записать на листе бумаги
3 идеи, которые вы будете использовать, 2 - новые информации, 1 – действие,
которое будете выполнять немедленно.
Домашнее задание
Нарисовать
на листе бумаги свой образ сегодня – «Я – реальный» и в мечтах – «Я – идеальный». Проанализируйте
рисунки.